Надир Жамлиханов: "Многие заболевания детей связаны с отсутствием знаний по гигиене"

Надир Жамлиханов:

У многих слово «гигиена» связывается исключительно с девизом «Мойте руки перед едой» и цитатой из стихотворения «Мойдодыр»: «Надо, надо умываться по утрам  и вечерам». О том, что на самом деле включает в себя понятие гигиена, и чем она занимается, рассказал «Медицинскому вестнику» главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков Министерства здравоохранения ЧР, врач БУ «Городская детская больница № 3» Н.Х. Жамлиханов, д.м.н., профессор кафедры дерматовенерологии с курсом гигиены  ФГБОУ ВО  «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», заслуженный врач РФ, заслуженный врач ЧР.

– Надир Хусяинович, какова сфера деятельности специалиста по гигиене детей и подростков, чем она отличается от педиатрии?
–  Гигиена – это наука, которая  изучает влияние природных и социальных факторов окружающей среды на организм человека и занимается нормированием этих факторов, а также – разработкой рекомендаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.
Но надо заметить, что гигиена детей и подростков существенно отличается от гигиены взрослых. Поскольку здоровье старшего поколения в значительной степени определяется его здоровьем в детстве, когда  могут сформироваться различные формы патологии, задачей гигиены детей и подростков является  не только сохранение и укрепление здоровья  подрастающего  поколения, но и создание  благоприятных условий для его полноценного физического и духовного развития. Это значит – минимизировать негативное  влияние окружающих факторов и усилить их полезное действие. Понятно, что гигиенические нормы для детей – более строгие и жесткие. 
 С педиатрией у гигиены детей и подростков общая задача – воспитать здорового и гармонично развитого человека. Отличие состоит в том, что педиатрия имеет дело с отдельными детьми, которым, в зависимости от диагноза, назначают лечебные или оздоровительные процедуры. А гигиена разрабатывает профилактические  мероприятия массовому  контингенту.  
–  Охарактеризуйте общую ситуацию с состоянием здоровья детей и подростков в Чувашской Республике.
– Как я уже отметил, состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста является не только актуальной медицинской, но и социальной проблемой. В 2016 г. был зарегистрирован высокий показатель заболеваемости среди детей до 15 лет (2105,8 случаев на 1 тыс. соответствующего населения). Причинами этого были преимущественно болезни органов дыхания – острые респираторные инфекции верхних и нижних дыхательных путей, острые ларингит и трахеит, хронические болезни миндалин и аденоидов, астма и астматический статус.  При этом заболеваемость болезнями органов дыхания в прошлом году увеличилась 2,0%. За 2016 г. также отмечено увеличение на 33,2% заболеваемости болезнями  костно-мышечной системы, на 16,0% – болезнями уха, на 6,7% – болезнями эндокринной системы.
Чувашская Республика относится к регионам с йодной недостаточностью средней степени тяжести. Дефицит йода в окружающей природной среде обусловливает более широкое распространение болезней эндокринной системы среди детей Чувашии по сравнению с показателями по ПФО и России. На 6,7% увеличилась первичная заболеваемость болезнями эндокринной системы, составив среди детей до 15 лет 27,1 случаев на  1 тыс. детского населения, а среди подростков 15-17 лет – на 16,9%, составив 49,8 на 1 тыс. подросткового населения. В 2016 г. зарегистрировано 76 подростков и 176 детей с сахарным диабетом.
Из общего числа заболевших инфекционными и паразитарными заболеваниями  дети составили 69,8%. Так, заболеваемость детей до 14 лет ротавирусной инфекцией составила 779,7 случая на 100 тыс. соответствующего населения. Остается высокой заболеваемость энтеробиозом, аскаридозом, лямблиозом,  токсокарозом и прочими паразитарными инфекциями. Это  обусловлено загрязнением почвы и песка в скверах, пляжах и на детских площадках, а также плодоовощной продукции яйцами гельминтов и напрямую зависит от соблюдения норм санитарии и гигиены.
К сожалению, подростки входят и в группу повышенного риска по заболеваниям инфекциями, передаваемыми половым путем. Так, в социальном составе больных гонореей на втором месте после безработных стоят учащиеся – 7,7%. На долю учащихся приходится  6,4% от всех зарегистрированных больных сифилисом.
За 2016 г. уменьшилось на 19,6% (с 250 до 201 человека) число несовершеннолетних, потребляющих алкоголь. Но особенно актуальна проблема потребления ими токсических веществ. В общей структуре потребителей этих веществ дети и подростки составили 30,4%, основная часть которых – из социально неблагополучных семей.
– Какова ситуация с так называемыми «школьными заболеваниями»? 
– Самыми распространенными болезням учеников являются близорукость, искривление позвоночника, гастрит и невроз. Организм детей еще развивается, поэтому болезни прогрессируют быстрее, чем у взрослого человека.
Результаты многолетних научных исследований показали, что  наиболее выраженный рост  распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, частоты острой и обострений хронической патологии у детей происходит в период получения образования  в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях среднего, начального и среднего профессионального образования.  Это связано как с изменяющимися в этот период условиями обучения воспитания, так и с тем, что на возрастном отрезке от 3 до 17 лет включительно организм ребенка интенсивно растет и развивается, что совпадает  с большинством критических периодов развития ребенка.
Лидирующие позиции занимают  болезни глаза  и  его  придаточного  аппарата  (в частности, близорукость) - 23,2%, на втором месте болезни костно-мышечной системы ( в том числе нарушения осанки и проблемы с позвоночником) – 18,5%, далее следуют  болезни желудочно-кишечного тракта ( гастрит и прочие проблемы с желудком) – 8,5%, болезни  нервной системы (школьный невроз) – 8,4%, болезни органов дыхания – 7,0%. Подхватить вирус в школе  проще простого. Но причиной частых ОРВИ может быть и сильный стресс. 
Общая заболеваемость учащихся  в Чувашии  составляет 1165,0 случая на 1 тыс. учеников! То есть, каждый из школьников имеет минимум одно заболевание.  Самое тревожное заключается в том, что устойчива тенденция снижения уровня здоровья к старшим классам. Если в школу поступает 21,8%  здоровых первоклассников,  то к 11 классу остается абсолютно здоровыми только  15,3%. Если только 9,9% первоклассников имели хроническую патологию, то к 11 классу таких детей – 26,2%.
Обращает на себя внимание и снижение  доли детей с функциональными отклонениями: с 68,3%  среди первоклассников до 25,3% среди выпускников. За период нахождения в школе  изменяется структура хронической патологии – в три раза увеличивается доля детей с болезнями органов дыхания, в 2,2 раза – с болезнями органов кровообращения, в 1,6 раза – с болезнями эндокринной системы.  Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Среди выпускников школ  таких детей – 27%.
Среди нарушений нервно-психического здоровья у школьников начального звена преобладают неврозы и неврозоподобные состояния, у учащихся среднего и старшего звена – патохарактерологические реакции (кратковременные состояния дезадаптивного поведения). Среди заболеваний сердечно-сосудистой системы у первоклассников превалируют врожденные пороки сердца, у старшеклассников – артериальная гипертензия и нарушения ритма сердца.  Ну и в дальнейшем «школьные» заболевания оказываются в числе ведущих причин заболеваемости взрослого населения. 
– Существуют ли федеральные программы в сфере гигиены детей и подростков? 
– Важно отметить, что в мае 2017 г. Президент России подписал Указ об объявлении в России «Десятилетия детства». Эта программа  станет фактически продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Стратегия была направлена на решение наиболее острых проблем в области детства и семьи, и  многие из них уже решены.  Это создало  задел для того, чтобы двигаться дальше и добиваться того, чтобы условия, в которых растут, обучаются, развиваются физически и духовно российские дети, отвечали самым высоким критериям.
Предложения в программу вносили все ведомства, в том числе и Минздрав России, предложивший в рамках программы «Десятилетие детства» разработать федеральный закон «Об охране здоровья детей в РФ», а также включить в Национальный календарь профилактических прививок вакцинацию всех детей от ветряной оспы, ротавирусной и гемофильной инфекций.
В план программы включен и огромный проект «Школьная медицина». Вопрос назрел, поскольку факт отрицательного воздействия современного учебного процесса на здоровье школьников является очевидным. В среднем по России среди школьников группа здоровых детей составляет всего  25,6% от общего числа учащихся.  При этом у  57,3%   школьников – отклонения в здоровье лишь функционального характера. То есть – при определенных условиях они могут перейти в группу здоровых.
Подчеркну, что проект  направлен не только на улучшение здоровья школьников, но   и на повышения их ответственности за свое здоровье тоже!
– Достичь такой цели будет непросто.
– Невозможно, если не  пересмотреть полностью нынешнюю модель существования медицины в школе, роль и функции врача в учебном заведении, а также сам учебный процесс! А для этого нужно решать параллельно несколько больших задач: создать  законодательную и нормативную базу, выстроить инфраструктуру, подготовить кадры и проработать пути финансирования.
 Пока проект по школьной медицине тормозят проблемы в законодательстве. Его подготовка займет около 1,5 лет, проблем с его внедрением в регионах не будет. В настоящее время идет совершенствование законодательной базы. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Между тем, в законе  «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» четко указаны места, где может оказываться медпомощь, и  образовательные учреждения туда не входят. Таким образом, сейчас оказание медпомощи детям в детсадах, школах и учреждениях профобразования  вообще находится «вне закона». В настоящее время специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский  исследовательский центр здоровья детей» МЗ РФ добиваются внесения в данный закон поправки, что  «медицинская помощь может оказываться в образовательных организациях». Кроме того, необходимо снять имеющиеся противоречия между законом «Об охране здоровья» и законом «Об образовании» в части разграничений обязанностей между администрациями образовательных и медицинских организаций. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией школ в реальности, а не только в «букве закона».
Прорабатываются и пути финансового обеспечения школьной медицины. С недавнего времени  школьные врачи и медсестры переданы в ведение поликлиник. Это правильное решение – для выполнения новых задач у врача школьного кабинета должна быть тесная связь с врачебным персоналом. Ведь, к примеру,  действия школьного врача и участкового педиатра в отношении одного и того же ребенка были разрозненными. Документы о состоянии его здоровья не передавались ни из школы в поликлинику, ни из поликлиники в школу. С 1 января 2018 г. в силу вступит приказ Минздрава России № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Согласно ему врач, ответственный за проведение профилактического осмотра ребенка, обязан будет направлять информацию о результатах медосмотра медработникам организации, в которой обучается ребенок.
– Что будет входить в обязанности медицинского работника  в образовательном учреждении?
– Первое направление работы – это медицинское сопровождение детей. В него, как и прежде, будет входить оказание экстренной и неотложной помощи, предупреждение инфекционных заболеваний (вакцинопрофилактика) и профилактика неинфекционных. В обязанностях врача будет проведение углубленных медосмотров,  выявление  у школьников различных заболеваний, начиная от обычной простуды, заканчивая такими серьезными, как туберкулез, а также выявление причин неявки школьников на занятия.
 Второе направление, хорошо забытое старое, – обеспечение медицинского контроля.  Врач должен будет контролировать соблюдение гигиенических норм обучения, постановку физического воспитания в школе,  состояние школьных столовых, своевременное проведение дезинфекции, соблюдение карантинов, выполнение школьниками установленного режима дня.
Третьим  направлением станет работа по снижению негативного влияния факторов внутришкольной среды на учеников. Врачу, прежде всего,  нужно будет провести анализ  состояния здоровья школьников и  сформировать их по группам здоровья. В соответствии с этими группами – разработать рекомендации по профилактическим и оздоровительным  мероприятиям. Затем он должен будет обучить этому педагогов, в обязанности которых и войдет формирование здорового образа жизни у детей, ведь именно школьные педагоги, в отличие от врача, ежедневно общаются  с каждым учеником и его родителями.
Поскольку около 50% школьников имеют проблемы адаптации к условиям учебного процесса, школьный врач должен заняться подготовкой к внедрению в школе медико-психологических технологий сохранения здоровья учеников. Далее,  совместно со школьными психологами, последует  работа по  обеспечению адаптации учащихся к  учебному и воспитательному процессам. А во взаимодействии с родителями, психологами и педагогами  врач даже сможет  помочь выпускникам в выборе профессии, адекватной состоянию здоровья, психологическим и личностным особенностям учащихся.
Как видим, в школе врача ждет не только его привычная работа по лечению детей. Он, в первую очередь,  займется организацией оптимальных процессов обучения, воспитания и оказания медицинской помощи. 
– Какова ситуация с кадрами? 
– В детских садах и школах республики имеется значительный дефицит медицинских работников. Уровень укомлектованности средним медицинским персоналом – 70%. Укомплектованность педиатрами чуть ниже – около 50%, при этом средний возраст врачей – 60 лет. Специалисты по гигиене детей и подростков пока отсутствуют.
Новая система организации медицины в образовательных учреждениях нуждается в проведении ряда мероприятий.  Работа по кадровому составу школьной медицины началась фактически еще 4 года назад: в ноябре 2013 г. Приказом МЗ РФ были  регламентированы штатные нормативы медработников в отделениях организации медицинской помощи несовершеннолетним. Так, на 2500 обучающихся должен работать один врач по гигиене детей и подростков. Ставка врача-педиатра рекомендуется на 180-200 детей в яслях, 400 детей в детских садах, 1000 обучающихся в школах и учреждениях профобразования. Медицинская сестра (фельдшер) – одна должность на 100 детей в дошкольных образовательных организациях и на 100-500 школьников.
Для результативной работы необходимо обеспечить ежедневное присутствие медицинских работников в образовательных организациях на протяжении всего времени их работы, поскольку сейчас идет формирование новых компетенций их деятельности. Сейчас же положение таково, что медицинский персонал в школах – это, как правило, совместители,  работающие на 0,5 ставки. Медицинские сестры бывают в школах по расписанию - 2-3 раза в неделю в течение 3-4 часов, врачи – еще реже. Профилактическая работа ведется в образовательных организациях недостаточно активно. А в условиях кадрового дефицита  профилактическая работа  и ранняя диагностика заболеваний крайне  затруднительна.
В настоящее время Минздравом РФ разработан проект профессионального  стандарта «Специалист в области школьной медицины».  К маю 2018 г. в республике должны быть подготовлены первые специалисты высшего и среднего звена по школьной медицине.
– Расскажите подробней, как работает проект «Школьная медицина»?
– Минздрав России планирует модель школьной медицины, которой предстоит стать прежде всего профилактической. Так что ее создание идет на ресурсах профилактической педиатрии  в центрах здоровья, кабинетах здорового ребенка с одной стороны,  и в школьных медицинских блоках – с другой.  С 2016 г. реализация двухгодичного пилотного проекта «Школьная медицина» началась в 5 регионах: в Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком АО, Тамбовской, Ростовской, Смоленской областях. Затем удачный опыт будет распространен по всей стране. 
Школьная медицина будет развиваться в двух направлениях. Первое – реформирование деятельности школьных врачей.  Второе направление – это выстраивание самого учебного процесса так, чтобы  дети получали знания и навыки здорового образа жизни.  По первому направлению пилотным проектом предусматривается работа по раннему выявлению заболеваний у школьников. В штат дошкольного и школьного педиатрического отделения детской поликлиники  будет введена должность врача по гигиене детей и подростков,  а также фельдшера, на смену которому в будущем придет специалист по школьной медицине (бакалавр).
Все сотрудники этого отделения  будут привлекаться к работе  с применением инновационных технологий. Сама работа медицинских специалистов школы должна вестись с использованием целевых показателей здоровья детей. Будет выстроена структура оздоровления школьников без отрыва от учебного процесса. Для этого будут использовать оздоровительно-реабилитационные школьные центры, отделения восстановительного лечения и дневные  стационары детских поликлиник, лагеря дневного пребывания, санаторно-курортные учреждения.  
Работа по второму направлению начнется с уроков ОБЖ, на которых будут даваться знания о здоровом образе жизни, о симптомах опасных заболеваний и навыки первой помощи. К примеру, уже разработан полный учебный комплект, куда входят памятки с рекомендациями для родителей и  пособия для учителей.
В школах будут введены уроки здоровья по различным темам  с использованием симуляционных и информационных технологий. Именно в школе необходимо научить детей правильно питаться, правильно чистить зубы, правильно одеваться, следить за своей осанкой, вести здоровых образ жизни без вредных привычек. Зачастую эту работу со школьниками недооценивают, между тем многие заболевания детей  связаны с отсутствием знаний по гигиене. Немалое внимание будет уделено мероприятиям, формирующим оптимальный психологический климат в образовательных учреждениях.
Каждая школа должна стать «школой здоровья», центром здоровьесберегающего отношения к ребенку. Только так можно будет заниматься гигиеной и охраной здоровья школьников и подростков в масштабах школы, района, республики, страны. Такой подход позволит создать целостную систему по первичной и вторичной профилактике заболеваний у детей школьного возраста. 
– Что делается в нашей республике в данном направлении?
– Чувашия начала апробацию проекта «Школьная медицина» по собственному почину. Пилотными территориями по реализации определены городские детские  больницы № 1, 2, 3 в Чебоксарах и Новочебоксарский медицинский центр.  В настоящее время в них проводится аудит службы.  Среди учебных заведений для отработки проекта выбраны гимназия №1, средние  образовательные школы №№ 1, 28, 56, 59, 61 в  Чебоксарах, а также СОШ  №4 и №17 в Новочебоксарске.
В Чувашской Республике отрабатываются варианты взаимодействия между центрами здоровья, центром профилактики, участковыми и школьными врачами. В рамках проекта в регионе проведено лицензирование школьных медицинских кабинетов, оснащение кабинетов соответствует стандартам, начиналась работа по введению электронной карты здоровья школьника. 
В рамках проекта «Школьная медицина» продолжится укрепление материально-технической базы стоматологических кабинетов школ. Там, помимо традиционного лечения кариеса,  будет налажена профессиональная гигиена полости рта и контроль за уровнем гигиены, местная фторпрофилактика и минерализация зубов. В 28 школах предполагается оснащение пунктов охраны зрения детей. Началось внедрение  системы мониторинга здоровья.
Правительство России в рамках государственной  программ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 гг.» выделило дополнительные субсидии  регионам  на внедрение в общеобразовательных организациях  системы мониторинга здоровья  на основе  отечественной инновационной платформы. Средства распределены  между 19 регионами, в том числе и Чувашской  Республике.
Отмечу, что работа в таком направлении ведется нами уже несколько лет в чебоксарской школе №61. Здесь есть дополнительный час физкультуры, закаливающие мероприятия, занятия в бассейне. Там есть спортивные классы и  классы здоровья. Учителя участвуют в формировании и сохранении здоровья детей.  Во время уроков проводятся пятиминутные физкульт-паузы, во время которых дети сбрасывают накопившееся напряжение.
Прошло уже 12 лет с начала этого эксперимента, и уже есть видимые результаты нашей работы. Дети стали реже болеть, причем серьезно уменьшился процент «школьных» заболеваний. Увеличилось число детей с I группой здоровья. Повысилась успеваемость учеников, что говорит об улучшении когнитивных способностей, памяти и концентрации внимания. Этот опыт уже лег в основу научных работ, теперь мы внедряем его в районных школах.
– Останутся ли в школах школьные психологи, ведь не секрет, что в России и Чувашии случаются детские суициды? 
– К сожалению, Чувашия в 2016 г. стала лидером в ПФО по числу подростковых суицидов на 10 тысяч детей - за прошлый год в республике 12 детей совершили суицид (0,48 на 10 тыс. человек детского населения) и это вдвое больше, чем годом ранее. Так, в возрастной структуре больных с острыми химическими отравлениями дети составили 15,9%. Анализ обстоятельств отравлений показал, что 11% из них принимали вещества с целью суицида. Основными причинами  самоубийств являются  душевные переживания, отсутствие профилактической работы со стороны педагогов и родителей, а также негативное влияние интернета.
Проблем удалось бы избежать, если бы на ребят вовремя обратили внимание специалисты. Сегодня психологи в школах чаще всего ориентированы на детей, которые живут в неблагополучных семьях, то есть на детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Но и дети во внешне благополучных семьях часто нуждаются в поддержке такого специалиста. Ведь отсутствие внимания родителей к ребенку, нежелание или неумение вникнуть в его проблемы может приводить к гораздо более тяжелым последствиям.
Поэтому правительством РФ даны поручения по проработке всей психологической службы в школах – ее необходимо реорганизовать и усилить в ней профессиональное начало. Так что уже в следующем учебном году  школам придется расширить штат психологов, чтобы они смогли более прицельно заниматься с детьми.
– Что еще делается в республике в сфере  гигиены детей и подростков? 
– В последние годы повышенное внимание уделяется вопросам организации питания школьников. За последние три года 206 школ республики получили современное оборудование для столовых (около 10 тыс. единиц), что позволило заметно улучшить качество пищи и разнообразить меню школьных столовых, готовить блюда на пару, сохраняя при этом витамины и микроэлементы и аппетитный вид. Для того, чтобы пища не была холодной, установлены мармиты, а для обеспечения разнообразия салатной продукции – холодильные витрины, которые позволили увеличить ассортимент салатов и фруктовых десертов. Охват горячим питанием школьников республики с каждым годом растет: в 2016 г. этот показатель составил 96%. Аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации – 89,1%. Для обеспечения рациона питания разработано и утверждено 10-дневное меню для школьников. Предлагается дополнительное (щадящее) меню, обеспечивающее иные потребности школьников в здоровом питании. В чебоксарских школах практикуют шведские столы. Так что ребенок, в зависимости от аппетита, сможет сам регулировать размер своей порции. В школьных буфетах  на законодательном уровне запретили торговать чипсами и газировкой.
Да и вообще за последние годы сделано очень много для здоровья юного поколения. Реализуется республиканская целевая программа «Дети Чувашии» на 2010-2020 гг. Во всех районах Чувашии возведены физкультурно-оздоровительные комплексы. В высших учебных заведениях строятся бассейны, в сельских школах – спортивные  залы и площадки для различных видов спорта. Сельских школьников  подвозят на уроки и отвозят домой  школьные автобусы.  
–  Какова  структура службы гигиены детей и подростков республики? 
– Система медицинской профилактики в Чувашии является многоуровневой и включает в себя медицинские организации, оказывающие как первичную медико-санитарную помощь, так и специализированную.
 Первый уровень представлен профилактическими и диагностическими структурами. Это отделения (или кабинеты) детских поликлиник по организации медицинской помощи в образовательных учреждениях, а также входящие в их состав школьные медицинские кабинеты. Эти структуры проводят  работу  по здоровьесбережению  среди учеников, педагогов, родителей. Также медицинскую помощь первого уровня оказывают участковые педиатры и два Центра здоровья детей (в ГДБ №1 и №3).  Их основными задачами являются проведение первичной диагностики, консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая индивидуальные рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, учебы и отдыха.
Второй уровень представлен лечебными структурами, оказывающими специализированную, в том числе высокотехнологическую помощь. Это педиатрические отделения 26 медицинских организаций республики.
Третий уровень  представлен  реабилитационно-восстановительными структурами. В республике работают Центры охраны репродуктивного здоровья подростков, Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями и Центр восстановительного лечения при Республиканской детской клинической больнице. 
– Есть ли стандарты по гигиене детей и подростков? 
– Их более ста. За их выполнением строго следят и педиатры, и контрольно-надзорные органы. Некоторые гигиенические стандарты разработаны отдельно для дошкольных учреждений, общеобразовательных, средних специальных учебных заведений, детских внешкольных и летних  оздоровительных учреждений – по питанию детей, гигиене труда, предметам детского обихода.   Стандарты расписаны подробно и четко. К примеру, Санитарные правила об условиях обучения в общеобразовательных учреждениях определяют требования к размещению общеобразовательного учреждения, его участку и зданию, оборудованию, естественному и искусственному освещению,
воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации, помещениям и оборудованию, а также к режиму учебного процесса, организации медобслуживания, питания обучающихся.
 В 2014-2017 гг. Российским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья были  разработаны 34 федеральные клинические рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся: в сфере контроля за условиями обучения, питания, физического воспитания, оценки напряженности учебной деятельности, в сфере противоэпидемических мероприятий, по скрининг-диагностике и медицинской профилактике наиболее распространенных среди несовершеннолетних хронических заболеваний, по гигиеническому обучению и формированию здорового образа жизни обучающихся.
Эта работа продолжается. Сейчас необходимо разработать стандарты лекарственного обеспечения медицинского блока школ, детских садов и колледжей, посиндромных укладок  медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной и экстренной медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, аптечек для  пищеблока, физкультурных залов, кабинетов технологий, аптечек для спортивных соревнований и турпоходов школьников.
– В последнее время очень актуально звучит тема вакцинации. В некоторых странах  Европы и Америки не берут ребенка в сад и в школу, если он не привит. Такой опыт есть и в Екатеринбурге. Считаете ли Вы необходимым ввести меру ответственности родителей за отказ от прививки? 
– На самом деле такая «обязаловка» противоречит закону «Об охране граждан» где прописано, что любое медицинское вмешательство может быть произведено только с добровольного информированного согласия пациента, либо его законного представителя.
Но, если бы все родители помнили, что профилактические прививки – это мероприятия, которые направлены на сохранение здоровья их ребенка, то, наверное, такой проблемы не существовало бы вообще.
Я  хочу напомнить всем о таком понятии, как  иммунная прослойка. Ее составляют люди, обладающие иммунитетом к определенной инфекционной болезни. Для каждой инфекции существует свой норматив привитых людей, то есть то число, которое не позволит инфекции превратиться в эпидемию. Именно отсутствие планомерной вакцинации в Европе открыло «дверь», казалось бы, канувшим в Лету эпидемиям кори и  полиомиелита. Теперь вновь все медики мира ратуют за обязательную вакцинацию, ведь это дает свои плоды, реально воздвигая барьер против смертельных инфекцияй.
Медики, прививая детей,  создают стойкую защиту организма от инфекций.  К примеру, нормативный уровень привитых от профилактических прививок, входящих в Национальный календарь  составляет 95%.
Отмечу, что в Чувашии у родителей есть понимание необходимости прививок.  Поэтому все нормативы по вакцинации выполняются, а порой и перевыполняются. 
– Каковы особенности проведения профилактических осмотров  детей?   
–  Профосмотры детей в России  проводятся с  высокой частотой, ведь важно как можно  раньше выявлять возникающие заболеваний и факторы риска их развития. Дети первого года жизни осматриваются специалистами ежемесячно, в возрасте от 1 до 2-х лет – три раза в год, от 2-х до 3-х лет  – 2 раза в год, начиная с 3-х лет дети осматриваются ежегодно.
В приказе Минздрава РФ четко прописано,  в каком возрасте детей осматривает тот или иной специалист. Отмечу, что ранее, наряду с профилактическими, проводились  предварительные и периодические медицинские осмотры. С января 2018  г.  последние два вида будут  отменены. Впрочем, повода для беспокойства нет, так как профилактические осмотры являются самыми полными, а было отменено лишь их дублирование.  
– Какую  профилактическую работу проводят с детьми медики? 
– Каждая специализированная медицинская организация проводит свой комплекс мероприятий в соответствии с профилем. Так, ежегодно в марте-апреле во всех городах и районах республики проводится  акция «Белая ромашка», посвященная Всемирному дню борьбы с туберкулезом. Во время акции фтизиатры организуют лекции и семинары для учащихся и их родителей.
При Республиканском наркологическом диспансере создан Пациентский совет матерей детей, употребляющих психоактивные вещества. В Чебоксарах и Новочебоксарске – городах с нестабильной наркологической ситуацией – реализуется «пилотный» проект по отработке модели социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц и членов их семей на базе организаций соцобслуживания населения.
На сегодняшний день в нашей стране действует специальный закон, который позволяет осуществлять проверку детей в различных учебных заведения на наркотики. Подобного рода проверка должна осуществляться в обязательном порядке в действующих учебных заведениях нашей страны. Это должно снизить количество детей, которые употребляют различные наркотические препараты. Осуществление добровольного тестирования школьников, проходящих обучение в общеобразовательных учреждениях нашей страны, считается профилактическим методом, который специально был разработан для того, чтобы имелась возможность на ранних этапах выявить всех склонных к употреблению разнообразных наркотических препаратов.
Кроме этого с детьми и подростками проводится огромная просветительская работа по формированию здорового  образа жизни. Она  ведется не только  в медицинских организациях, но и в детских садах, школах, ссузах и вузах, пришкольных и загородных детских оздоровительных лагерях.
Отмечу, что в 2016 г. специалистами Республиканского центра медицинской профилактики был создан «Профиль здоровья школьника». Профиль здоровья, созданный в виде красочного дневника, собрал все необходимые для детей и их родителей сведения о режиме дня школьника, правильном питании, сроках диспансеризации и прививках. 
– Какие советы по профилактике Вы можете дать родителям?
– Не освобождайте себя от ребенка. Вместо того, чтобы усаживать малыша за компьютер, тем более с играми, вызывающими у него агрессивное поведение, нужно самим играть с ним, общаться, отвечать на его многочисленные вопросы. Да, это не медицинская проблема, но она перерастает в нее, когда родители пренебрегают своими обязанностями.
Здоровье зависит и от того, насколько вовремя мы приучили ребенка к правильному питанию. Ведь нередко даже в состоятельных семьях родители плохо представляют себе, что значит здоровое питание, путают понятия «дорогой» и «здоровый». Мы просвещаем родителей, какие продукты лучше покупать, чтобы дети получали полноценный белок, как это все приготовить, сколько должно быть в рационе углеводов и белков. Ведь  если суррогаты вызывают целый букет болезней, то натуральные продукты – лечат.
Родители также должны более осмотрительно подбирать детям одежду и особенно обувь, ведь от этого зависит не столько внешний вид, сколько самочувствие. Например, наши мальчики чуть не поголовно имеют плоскостопие: носят красивую, вроде бы, обувь, но она без задников, супинаторов. В результате портится осанка детей и страдает позвоночник, а вместе с ним – и все органы, а дети «прописываются» в кабинетах врачей. 
А родители удивляются, почему их чада болеют. Вот когда мы научим родителей «соблюдать стандарты», уровень здоровья наших детей станет намного выше.
– Каковы основные достижения службы?
– Хочу отметить снижение подростковой заболеваемости, которую  мы связываем с тем, что сейчас педиатр курирует ребенка до достижения им 18 лет, а не до 15, как было раньше. Подростки теперь не теряются во взрослой сети, и это очень удобно и для врачей,  и для самих ребят. Педиатры  ведут их полностью: лечат, реабилитируют, а юношей готовят к приписке в военные комиссариаты. Если в 2007 г. были годными к военной службе 33,0% призывников, то в 2017 г. их количество увеличилось до 39,4%. В 2016 г. уровень заболеваемости среди подростков снизился в сравнении с 2015 г. на 7,5% и составил 1344,4 случая на 1 тыс. соответствующего населения. Это произошло, в том числе, за счет снижения на 35,5% заболеваемости некоторыми инфекционными и паразитарными болезнями. 
Несколько снижается и детская заболеваемость: меньше стало заболеваний крови и системы кровообращения, инфекционных болезней. Благодаря улучшению системы питания в школе, наблюдается снижение более чем на 10% заболеваний органов пищеварения.
– Ваши пожелания пациентам и коллегам?
– С самых высоких трибун сейчас звучат призывы к врачам заниматься профилактикой. И не зря,  ведь массу заболеваний взрослого человека можно предупредить еще в детстве, причем для этого не требуется больших средств. Многие заболевания у ребенка до года появляются из-за неправильной гигиены. И хотелось  бы напомнить родителям, что проявлять героизм в лечении – это хорошо, но важнее, правильнее, дешевле и беспроблемнее – не допустить заболеваний. 
А коллегам хочу пожелать вдумчивых родителей, которые готовы трудиться вместе с педиатрами, чтобы вырастить из своего малыша полноценно физически и умственно развитого человека.
Подготовили Н. Володина, Е. Кириллова

Дата публикации: 29.11.17

Источник публикации: "Медицинский вестник"

В список публикаций
 
Нам важно ваше мнение!!!
зайдите сюда
(8352) 23-58-36
Курение подростков как проблема охраны здоровья