Покупаете ли Вы дешёвые аналоги лекарств, выписанных врачом?





 

Ирина Иванова: «Возраст ранний или малый, но самый главный»

Ирина Иванова: «Возраст ранний или малый, но самый главный»

О состоянии здоровья детей первых трех лет жизни в Чувашской Республике «Медицинскому вестнику» рассказала внештатный специалист-эксперт по профилактической работе с детьми раннего возраста Министерства здравоохранения ЧР И.Е. Иванова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии ГАУ ДПО «Институт усовершенствования врачей» МЗ ЧР.

– Ирина Евгеньевна, в перечне внештатных специалистов Минздрава России такого специалиста нет, почему в Минздраве Чувашии посчитали нужным его назначить? Какова Ваша миссия на этом направлении?
– В Чувашии уже много лет охрана здоровья материнства и детства находится под пристальным вниманием работников здравоохранения, поскольку здоровая женщина и здоровые дети – основа здорового общества. Причем раннее детство – от новорожденности до трех лет – это то время, когда еще можно исправить большое количество сбоев в здоровье малыша и когда профилактика приносит наибольший эффект. Поэтому возраст у наших пациентов ранний или малый, но самый главный. Именно в этом возрасте можно говорить о первичной профилактике, то есть предупреждать развитие заболеваний в самом их зародыше. Именно поэтому Минздравом Чувашии было принято решение создать куратора профилактической медицины раннего возраста. А миссию свою я вижу в обучении медицинских работников (совершенствование и повышение квалификации) по вопросам профилактической педиатрии и контроле их деятельности.
– Для начала давайте охарактеризуем общую ситуацию с заболеваемостью у детей раннего возраста в нашей республике и сравним ее со среднероссийскими показателями и показателями ПФО.
– В Чувашии проживает около 50 000 детей первых трех лет жизни. Анализ заболеваемости детей этого возраста за последние 5 лет показывает, что у нас, в среднем, на одного ребенка приходится 3-3,4 заболевания в год. Конечно, в большей мере – это острые респираторные заболевания. Есть в республике районы с большей заболеваемостью, есть – с меньшей. Так, в Новочебоксарске, где не очень благоприятная экология, на одного ребенка раннего возраста приходится примерно 5 заболеваний в год. В Шемурше иная картина – 0,6 заболеваний на одного ребенка. Но это может быть и показателем недостаточного обследования детей в силу разных причин.
Если сравнивать с Россией, то по заболеваемости мы находимся примерно на уровне ее средних цифр, а в сравнении с ПФО наши цифры даже чуть выше. Но эта разница появляется не от того, что наши дети более болезненны, а от того, что у нас на очень качественном уровне проводится диагностика патологии, начиная с функциональных ее форм.
Хочу отметить, что очень большой проблемой раннего возраста являются даже не сами заболевания, а внешние причины (травмы, отравления и прочее), которые порой приводят даже к гибели. В 2016 году мы уже потеряли 11 детей первого года от так называемых внешних причин.
– Какие же заболевания лидируют у детей раннего возраста?
– У детей в возрасте до 1 года на первом месте, как и во всей популяции, стоят болезни органов дыхания, где большую долю в структуре занимают острые респираторные вирусные инфекции – около 1400 на 1000 детей.
На втором месте находятся перинатальные поражения центральной нервной системы – 546 на 1000 детей. Цифра большая, но поясню, что эта патология чаще имеет функциональный генез и очень хорошо поддается лечению. Так что в серьезные заболевания к возрасту одного года переходит только малая толика – 2-3 на 1000 детей, которые будут нуждаться в дальнейшем лечении и длительной реабилитации.
Далее идут врожденные аномалии и пороки развития – примерно 160 на 1000 детей. Цифра также большая потому, что сюда входят не только крупные пороки, но и малые аномалии. Отмечу, что пороки развития стоят на втором месте среди причин смертности младенцев до одного года. Для маленьких детей характерны также железодефицитные анемии – 148 на 1000 детей. Относительно часто встречаются функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта и аллергические заболевания.
У детей от 1 года до 3 лет картина заболеваемости немного меняется. На первом месте остаются болезни органов дыхания. Со второго места уходит неврологическая патология и активней начинает звучать проблема заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, различные инфекционные болезни. 
– Каким образом организована работа педиатрической службы при оказании помощи детям раннего возраста? 
– Помощь выстроена по трем уровням. I уровень представлен поликлиниками и стационарами ЦРБ. В поликлиниках ведут прием участковые педиатры. В детских отделениях стационаров на сегодняшний день работают от 4 до 12 коек. На этот уровень поступают дети с незначительными отклонениями в здоровье, чье состояние не требует сложных диагностических и лечебных мероприятий, и в основном это дети старше одного года.
II уровень представлен межрайонными центрами. В поликлиниках этого уровня можно получить консультацию узкого специалиста, в стационары госпитализируются дети раннего возраста для диагностики и лечения, не требующие сложных обследований для постановки диагноза. Дети с инфекционной патологией поступают в ГДБ № 2 г.Чебоксары. Кроме того, городские дети при необходимости стационарного лечения могут быть направлены в ГДБ №3, где уже в течение двух лет работает отделение для детей раннего возраста на 30 коек.
III уровень – это Республиканская детская клиническая больница. В её стационар поступают дети раннего возраста со всей республики с тяжелыми и редкими заболеваниями, требующими дифференциальной диагностики или высокотехнологической медицинской помощи. Здесь для детей раннего возраста есть 15 специализированных коек. Отмечу, что при необходимости любого ребенка можно записать на консультативным прием к специалистам РДКБ.
По показаниям дети от 1 года до 3 лет, имеющие ту или иную патологию, могут быть госпитализированы в любое специализированное отделение РДКБ или городских стационаров – травматологическое, хирургическое, неврологическое, офтальмологическое, лор-отделение, уронефрологическое. Добавлю, что я, как педиатр и как специалист-эксперт по профилактической работе с детьми раннего возраста, веду четыре консультативных приема – в ГДБ № 3, РДКБ, а также консультирую детей  в отделении раннего возраста ГДБ №3, отделении патологии новорожденных РДКБ и в Президентском перинатальном центре.
– Какова ситуация с кадрами?
– Проблема педиатрии – дефицит врачей. Можно придумать десяток программ, открыть тысячу поликлиник, оснастив их все компьютерными томографами, но работать там пока некому. Во многих поликлиниках не хватает от трети до половины врачей. Учитывая отпуска, больничные и прочие форс-мажоры, бывают ситуации, когда на 25 участков остается 9-10 педиатров. То есть, один врач работает на 2-3 участках. Впрочем, несмотря на большой объем работы, наши педиатры очень добросовестны и ответственны.
Кроме того, отмечу, что появилась еще одна проблема. Поскольку на участки не идут работать медсестры, на врача нередко перекладывается и работа среднего персонала. Если раньше на участке была 1 ставка педиатра и 1,5 ставки патронажной сестры, которая проводила большую работу (патронаж, обучение родителей, приглашение на прививки, ведение медицинской документации), то сейчас на участках у нас 1 врач и 1 медсестра. И это в лучшем случае! К сожалению, у нас появились участки, где нет вообще ни врача, ни медсестры. И это уже катастрофа!
Более половины педиатров – люди предпенсионного возраста. И молодые не спешат в профессию. На мой взгляд, такая ситуация сложилась, прежде всего, из-за негативного образа врача, создаваемого сейчас в СМИ, хотя в очень многих ситуациях сами врачи к делу отношения не имеют. Например, читаю: «врачи уронили больного с носилок». Ну не носят врачи больных – это дело санитаров! Или «врачи заставили бегать больного за справками из корпуса в корпус». Но ситуация-то показывает плохую административную организацию, а не вину врача. Однако негативный имидж уже создан, и его нужно исправлять. Правда, врач на участке вряд ли сам, без поддержки государства, осилит эту проблему.
– Как соблюдаются современные стандарты лечения заболеваний у детей?
– Пока мы придерживаемся существующих медико-экономических стандартов. Но в дальнейшем они использоваться не будут – продолжится разработка клинических рекомендаций, имеющих гораздо большую практическую пользу для врачей. Дело в том, что стандарты предполагают унификацию лечения, а в большинстве случаев это невозможно. К примеру, одному ребенку могут потребоваться нужные, но не входящие в стандарт процедуры, а другому ребенку может быть не нужен весь перечень из стандарта, а по протоколу проводить эти процедуры положено. Отмечу, что, помимо стандартов, на сегодняшний день в педиатрии разработаны около 350 федеральных клинических рекомендаций, и практически все они, в том числе,  касаются и детей раннего возраста.
– Какие новые методы исследования и лечения были внедрены в педиатрии? Какого рода высокотехнологичную медицинскую помощь оказывают маленьким пациентам в Чувашии?           
– В детском здравоохранении используются все те возможности, которые существуют в медицине нашей республики – нейровизуализация, компьютерная и магнитно-резонансная томография, ультразвуковая диагностика, любое лабораторное обследование. У нас хорошо поставлена реабилитация детей первого года жизни. Сурдолог, имея компьютерное программное обеспечение, может взять на лечение детей с нарушением слуха буквально с 1 месяца. Большую работу ведут неврологи, реабилитирующие детей с перинатальными поражениями ЦНС. В РДКБ есть кабинет катамнеза, где ставят на учет недоношенных и родившихся с низкой массой тела детей, за состоянием здоровья которых медики наблюдают постоянно. Дети раннего возраста, как и пациенты других возрастных категорий, получают высокотехнологичную медицинскую помощь как в Чувашии, так и за ее пределами, совершенно бесплатно.
Хочу подчеркнуть, что «Институт усовершенствования врачей» Минздрава Чувашии выделил значительные средства для оснащения симуляционного класса на нашей кафедре. Вот уже три года мы обучаем педиатров оказанию неотложной помощи детям на уникальном симуляционном манекене, полностью имитирующем ребенка 5-7 летнего возраста (Sim Junior). Врачи обучаются проведению непрямого массажа сердца, искусственного дыхания, интубации трахеи, дефибрилляции, внутрикостному введению препаратов  и многим другим навыкам, необходимым для спасения жизни детей при неотложных состояниях.  Аналогичное оборудование  имеется только в двух симуляционных центрах страны, включая нас!
– Как проходят осмотры и диспансеризация детей раннего возраста, как поставлен процесс выявления болезней?
– Начну с начала начал: мы выявляем возможные проблем здоровья малыша еще с момента беременности женщины. Согласно приказу Минздрава РФ, беременные проходят три ультразвуковых скрининга, исследование некоторых гормонов (АФП, ХГЧ и др.), скрининг на внутриутробные инфекции и др.
Что касается диспансеризации и медицинских осмотров детей, в приказе Минздрава указан огромный перечень обследований детей и осмотр различными специалистами в разные возрастные периоды. Начинается он неонатальным скринингом, то есть обследованием новорожденных. В него включены тесты на 5 генетических заболеваний, выявление патологии слуха (аудиоскрининг). По достижении 1 месяца ребенок проходит ультразвуковое обследование практически всех органов, включая головной мозг и тазобедренные суставы.
Всего от рождения до 3-х лет педиатр осматривает ребенка не менее 20 раз, невролог – пять раз, детский хирург – четыре, стоматолог и офтальмолог – по три раза, детский психиатр и ЛОР – по два, ортопед-травматолог, уролог-андролог (мальчиков), гинеколог (девочек) осматривают по одному разу. Кроме того, проводятся различные диагностические исследования: общий анализ крови и мочи – семь раз, кровь на сахар – два, ЭКГ, а также УЗИ органов брюшной полости, почек, сердца, тазобедренных суставов, головного мозга – по одному разу.
Впрочем, выявление болезней – это уже вторичная профилактика, а первичной профилактикой является снижение риска заболеваний.
– И какая работа проводится для снижения риска возникновения заболеваний у детей раннего возраста?
– На первый взгляд кажется, что первоочередная задача педиатров – выявлять всевозможные патологии у младенцев. Однако, гораздо важнее первичная профилактика. Хочу отметить, что существует возраст, когда можно реально воздействовать на закладку здоровья ребенка – это время с зачатия до двух лет жизни. Педиатры называют это время «1000 дней с момента зачатия». Да, по большому счету, нам нужно вырастить здоровую девушку, чтобы она потом стала здоровой женщиной, чтобы ее беременность протекала нормально, и у нее родился здоровый ребенок. Это вообще круг – без начала и конца.
Надо признать, что институт прегравидарной подготовки, то есть подготовки к беременности, у нас еще развит слабо. Не развито было это и в советском здравоохранении: когда женщина беременела, то вставала на учет, и все. В современном мире принято, что в беременность женщина должна вступать, ликвидировав все имеющиеся у нее пищевые дефициты – по витаминам, по микро- и макроэлементам. Ведь любой дисбаланс на самых ранних сроках беременности отражается крайне негативно на формирование всех органов и систем плода. Особенно опасен дефицит фолиевой кислоты, вызывающий врожденные пороки развития. При этом, если к началу беременности в организме женщины есть достаточное количество фолиевой кислоты, то, к примеру, количество детей, рожденных со спинномозговой грыжей, снижается на 92%! Отмечу, что на учет к акушеру-гинекологу женщину могут поставить самое раннее на пятой неделе беременности, когда у плода уже забилось сердце, заложены почки, нервная трубка и мозг. Так что начинать принимать препараты с витаминами и микроэлементами после постановки на учет чаще всего поздно. Будущие родители должны это знать и учитывать в планировании семьи такие важные особенности!
Конечно, помогать женщине, желающей стать матерью, призваны акушеры-гинекологи, участковые терапевты, врачи общей практики – обучить беременных правильному питанию, правильному поведению, профилактике состояний, которые помогут повредить здоровью будущего ребенка. Но, на мой взгляд, с самых ранних сроков беременности женщины должна начинаться и работа педиатров по профилактике здоровья ее ребенка. Если информация о беременности передана в детскую поликлинику, то педиатр должен провести три патронажа. Если, к примеру, у женщины это вторая беременность, то она автоматически протекает на глазах педиатра, который, конечно, будет заинтересован в том, чтобы его будущий пациент был здоров. Как только ребенок родился, мы сразу включаем его в систему профилактической работы.
– Какой метод является самым важным в профилактике заболеваний у новорожденных?
– В первую очередь мы следим за формированием здоровой микробиоты желудочно-кишечного тракта. Она начинает формироваться с момента первого крика ребенка и завершается к 2-3 летнему возрасту. Одна из главных функций микробиоты – метаболическая (обменная). От того, как сформирован метаболизм организма, зависит развитие любой патологии, включая болезни органов системы кровообращения, от которых человечество умирает больше всего. При этом хочу акцентировать внимание – воздействовать на метаболический процесс, исправить его, даже если он не совсем хорошо был заложен во время внутриутробного развития, мы можем только в первые 2-3 года жизни человека. То есть в то время, которое мы и называем ранним возрастом.
Основа профилактики очень многих заболеваний – это правильное питание. А для младенцев это – грудное вскармливание. Причем отмечу, что польза грудного молока настолько огромна, что даже до конца не изучена.  И хотя в истории были такие времена, когда женщины отказывались кормить своих детей в угоду моде, не задумываясь о последствиях ни для ребенка, ни для себя, сейчас жизненно важное значение материнского грудного молока для младенцев уже не подвергается сомнению. Увы, статистика гласит, что в нашей республике на грудном вскармливании к году жизни остается чуть больше половины детей, при этом реальные цифры, скорее всего, еще меньше (по некоторым данным, не более 30-35%). К сожалению, для многих современных мам грудное вскармливание является большой проблемой. И чаще всего виной – то, что женщина в период беременности не получает нужные элементы, чтобы после родов ее организм смог нормально вырабатывать молоко. То есть мы не обучаем ее на достаточном уровне тому, как правильно питаться, чтобы восполнить имеющийся у нее дефицит.
Кафедрой педиатрии Института усовершенствования врачей разработана программа Школы поддержки грудного вскармливания. В 2013 году она стала дипломантом конкурса, организованного Союзом педиатров России, «Поддержка грудного вскармливания – наш главный приоритет». Сейчас эта Школа работает в десяти медицинских организациях Чувашии.
– Вакцинопрофилактика, вероятно, имеет тоже немалое значение, хотя в последнее время много голосов раздается против прививок?
– Да, эта профилактическая технология относится, прежде всего, к раннему возрасту, ведь именно в это время проводится основная масса прививок. Для чего необходимо прививать детей? Для того, чтобы, встретившись с патогенными микроорганизмами, ребенок не заразился. Более того, вакцинация – это же тренировка иммунной системы. Доказано даже, что вакцина БЦЖ, которая делается детям в роддоме от туберкулеза, уменьшает риск появления в дальнейшем аллергической конституции.
 Напомню, что в России существует Национальный календарь профилактических прививок. Сейчас в него включены 12 прививок от наиболее опасных для здоровья человека и общества инфекций – таких, как туберкулез, полиомиелит, столбняк, дифтерия, коклюш, гепатит В, пневмококковая и гемофильная инфекции. Вакцинация в рамках этого календаря бесплатна, она проводится за счет средств федерального бюджета. Всего ребенку до 20-месячного возраста проводится около 30 вакцинаций (в разный возрастной период). Кроме этого, существует и Календарь прививок по эпидпоказаниям. Вакцины, входящие в этот календарь, закупаются уже за счет средств региона. В него входят прививки от менингококковой и ротавирусной  инфекций, ветряной оспы и др.
Надо понимать, что наше общество вакцинозависимо. И то, что инфекции имеют тенденцию к возвращению. Если мы снизим привитость детей ниже порога в 95%, то к нам вновь могут вернуться те инфекции, от которых дети умирали в недавнем прошлом. Это абсолютно доказано: достаточно вспомнить эпидемию дифтерии 90-х годов, которая унесла многие жизни, напомню, что Украина, перестав прививать детей от полиомиелита, получила вспышку этой инфекции. Свежие данные Научного института детских инфекций (г. Санкт-Петербург) говорят о том, что в массе детей от года до трех непривитые от коклюша дети болеют им в сто раз чаще. В целом, в Чувашии отказываются от вакцинации не более 2-3% семей, но и это много, поскольку снижается иммунная прослойка и вырастает риск заболевания.
Я являюсь членом Союза педиатров России, позиция которого такова, что доктор, который выступает против вакцинации, просто должен положить диплом на стол и работать в другой области, но не в здравоохранении. Врач обязан защитить ребенка от инфекций. Мы живем в очень опасном мире. Есть страны-«рассадники» инфекций, такие как Нигерия, Пакистан, Индия, где вакцинопрофилактика существует практически в зачаточном состоянии, поскольку просто нет средств для ее проведения. И они запросто могут «импортировать» нам самые разнообразные вирусы, ведь перелететь с одного континента на другой сегодня не составляет никакого труда. И, кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и такое явление, как биотерроризм. Поэтому детей надо защищать.
– Какая еще профилактическая работа проводится с детьми раннего возраста?
– Активно ведем профилактику нехватки витамина D (вызывающего не только рахит, но и предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету, онкологической патологии, иммунным нарушениям), профилактику железо- и йододефицита, так как обе проблемы также свойственный нашей республике.
Работаем над уменьшением травматизма от вне­шних причин, и в этом – резерв снижения детской и младенческой смертности. Это дорожно-транспортный травматизм, выпадение из окон, утопление в водоемах, сгоревшие или задохнувшиеся в пожарах дети. «Заспанные» нерадивыми матерями дети – это вообще катастрофа. По 4-6 детей в год мы теряем только по этой причине. Об этом мы говорим беспрерывно – на всех наших занятиях в поликлиниках, через СМИ и просто на консультациях. Предупреждаем семейных врачей, что если они придут по вызову взрослого и увидят, что в семье есть ситуация, угрожающая здоровью ребенка, то они должны сделать, как минимум, замечание и передать такую информацию или социальным работникам, или участковым педиатрам, или заведующей детской поликлиникой. Потому что мы сможем с этим справиться, только если возьмемся всем миром.
Обучение населения – это тоже часть профилактических методик. В больницах республики работают Школы репродуктивного здоровья подростков, Школы планирования семьи, Школы беременных, Школы для родителей по воспитанию здорового ребенка.  Ну, и, конечно, у нас есть Школы молодых матерей, кабинеты здорового ребенка, где мы обучаем правильно проводить закаливание ребенка, направлять его физическое и нервно-психическое развитие.
Совместно с Минздравом Чувашии мы составили «Профиль здоровья» детей 0-7 лет, куда вошли самые необходимые сведения о ребенке: физическое и нервно-психическое развитие, рациональное питание, прививочный календарь, профилактика гиповитаминоза D, йоддефицита, несчастных случаев и многое другое.
– Есть ли какие-то стандарты и рекомендации, касающиеся профилактического направления?
– Да, существуют. Мы используем в нашей работе очень важную для педиатрии Национальную программу по питанию детей от 1 года до 3 лет. Придерживаясь принципов этой программы, педиатры с позиций доказательной медицины могут профилактировать у детей возможные в будущем отклонения в здоровье. Дело в том, что многие родители считают, что если ребенок достиг 1 года, то он может уже питаться тем же, что и взрослые. Я обращаю внимание, что для детей до 3-х лет многие продукты общего стола не просто неполезны, но даже могут быть вредны, поскольку могут содержать излишние жиры, острые специи, искусственные добавки! Сейчас готовится логическое продолжение этого документа – Национальная программа по питанию детей от 3-х до 7 лет.
Отмечу, что также есть прекрасные нормативные документы – протоколы и клинические рекомендации – по подготовке к беременности.
– Каким образом Вы координируете профилактическую деятельность педиатров Чувашии?
– Свою миссию вижу в образовательном процессе врачей. Поскольку я являюсь заведующей кафедрой педиатрии в Институте усовершенствования врачей, специально для участковых педиатров кафедрой был разработан уникальный цикл тематического усовершенствования по профилактике заболеваний у детей раннего возраста. Ежегодно у нас проходят его как минимум три потока врачей общей практики (семейных врачей), работающих в республике.
На нашей кафедре есть постоянно действующая Школа участкового педиатра, где читаются лекции. Помимо этого, я сама часто выезжаю в районные поликлиники с лекциями о проблемах детей раннего возраста, о грудном вскармливании. Всю республику проехала с двухнедельным циклом по такому актуальному вопросу, как вакцинопрофилактика, созданным для всех медицинских работников: терапевтов, педиатров, медицинских сестер и фельдшеров. Потому что люди должны знать истину, а не питаться слухами или непроверенными данными.
Обязательно два раза в год мы проводим конференции республиканского уровня. Кстати, недавно прошедшая наша конференция была посвящена вопросам грудного вскармливания, питания беременных и кормящих женщин. Мы также организуем выезды наших педиатров на конференции, проходящие в Нижнем Новгороде, Казани, Москве. Здесь необходимо отметить, что конференции являются частью непрерывного медицинского образования, поэтому участие с них фактически является «кредитными единицами» в зачет очередной сертификации или аккредитации специалиста.
– Каковы основные достижения республики в педиатрии раннего возраста?
– Главное достижение службы – это самая низкая в России младенческая смертность. В 2015 году она составила 3,3 случая на 1000 родившихся детей. В этом году мы удерживаем этот показатель. Отмечу, что в республике есть районы, где вообще ни один младенец не умирал уже на протяжении нескольких лет, есть и городские поликлиники, где цифры ниже, чем 3,3.
Одно из больших достижений, что все-таки нам удается снизить детскую смертность от внешних причин. В 2015 году, когда мы провели большую разъяснительную работу среди родителей, это сразу привело почти к двухкратному снижению случаев смерти от внешних факторов.
Мы практически перестали терять детей от острой инфекционной патологии. Несмотря на то, что зимой 2016 года у нас заболело коклюшем более 10 детей до года, ни один ребенок не умер, хотя во всем мире смертность детей до года от коклюша продолжает регистрироваться.
– Об уходе за малышами существует множество разных мифов. Какие из них вы можете опровергнуть или подтвердить?
– Первый миф – это то, что вакцинация, особенно зарубежными вакцинами, опасна. Это неправда, ибо все зарубежные вакцины, которые мы используем, уже десятилетиями используются в Европе и других странах. При этом в России все они проходят длительный этап лицензирования, и пока не будет полного убеждения, что вакцина безопасна, что она содержит кроме вакцинного штамма, только те вещества - наполнители, консерванты, стабилизатор – которые можно использовать в вакцинах для детей, никто не выпустит ее из лаборатории на рынок.
Но я не только врач. Как бабушка троих внуков заявляю, что все мои внуки привиты – и согласно Национальному календарю прививок и необходимыми вакцинами Календаря по эпидемическим показаниям. Сейчас, когда в детских дошкольных учреждениях по 8 месяцев бушует эпидемия ветряной оспы, мои внуки спокойно ходят детсад и не болеют. Кстати, часто те, кто говорит, что вакцинация опасна, не боятся давать ребенку кучу иммуномодуляторов и антибиотиков, дестабилизирующих иммунную систему, если принимать их бесконтрольно.
Второй миф – о том, что козье молоко полезней коровьего, и что оно профилактирует аллергию – очень распространен в республике. Это также неправда: козье молоко такой же аллерген, как и коровье. Кроме того, оно не является нормальным питанием даже для здорового ребенка.
Назову еще один вредный миф - что больной ребенок должен сидеть дома, и что его нельзя купать. Относительно прогулок отмечу, что до открытия антибиотиков пневмонию лечили, вынося ребенка на морозный воздух, который улучшал проникновение кислорода в легкие ребенка. Конечно, можно и нужно ребенка купать, даже если у него есть невысокая температура. Ведь кожа – еще один орган дыхания, а правильное дыхание  ускоряет лечение заболевания! Как же дышать, если поры забиты?
– Ваши пожелания пациентам?
– Самое главное пожелание: родители должны прислушиваться только к рекомендациям специалистов! И все проблемы, которые у них возникают, решать, советуясь не с интернетом и подругами, а с участковым педиатром. Доброго всем здоровья!
Подготовили Н. Володина, Е. Кириллова

 

Дата публикации: 29.12.16

Источник публикации: Медицинский вестник

В список публикаций
 
Нам важно ваше мнение!!!
зайдите сюда
(8352) 23-58-36
Курение подростков как проблема охраны здоровья